В сентябре этого года был опубликован очередной отчет Всемирного банка Легкость ведения бизнеса на 2008 и 2009 годы. Республика Казахстан в течение ряда лет занимает достаточно высокую позицию в общем рейтинге ведения бизнеса. В рейтинге на 2009 год РК заняла 70 место из 181, поднявшись тем самым на 10 позиций по сравнению с прошлым годом. Среди стран Восточной Европы и Центральной Азии Республика Казахстан занимает срединное положение (12-е место из 25 стран). Наиболее положительные результаты достигнуты по Регистрации имущества: рейтинг страны улучшился на 52 позиции (25-е место). Также положительная динамика просматривается и по Получению кредитов - 43-е место (улучшение на 18 позиций). Стабильно положительные результаты наблюдаются по Исполнению контрактов (28-е место) и Найму и увольнению работников (29-е место). Относительно неплохой результат по Защите инвесторов и Налогообложению - в 50 лучших. Средний рейтинг по данным шести индикаторам составляет 38, что указывает на потенциал Казахстана в данном рейтинге.
По некоторым же индикаторам изменений не произошло, либо рейтинг ухудшился. Например, значительные реформы в области Получения разрешений на строительство, проведенные Правительством в мае 2008 года не нашли отражения в рейтинге за 2009 год, так как респонденты Всемирного банка не указали их в анкетах, на основе которых рассчитывается рейтинг 175 место. По индикатору Закрытие бизнеса Казахстан занял 100-е место, а Открытие бизнеса - 78 место с ухудшением на 17 позиций. Ведение ВЭД предпоследнее 180 место вследствие недостаточной ориентированности реформ на методологию ведения бизнеса. Данные четыре индикатора в среднем дают 133 место, что может быть успешно реформировано в будущем.
Проект BEI способствует улучшению рейтинга Казахстана в данном исследовании, работая с партнерами из государственного и частного секторов. В ближайшие 180 дней приоритетным направлением в работе Проекта будет выработка предложений по реформированию ряда процедур, что приведет к улучшению бизнес среды в республике и будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса.
Что такое Doing Business?
Doing Business (Ведение бизнеса) это один из наиболее признаваемых в мире инвестиционных рейтингов. Рейтинг разработан Всемирным банком в 2004 году. В нем участвует 181 страна. Казахстан занимает 70-е место. Рейтинг замеряет уровень временных затрат и стоимости выполнения процедур для соблюдения требований государства в связи с учреждением нового предприятия и осуществлением его деятельности, ведением международной торговли, уплатой налогов, ликвидацией предприятия, а также качество кредитной информации и прав инвесторов.
Почему именно Doing Business?
Doing Business в основном подразумевает исключение избыточных требований из национального законодательства и не требует существенных финансовых вложений в проведение реформ. В условиях финансового кризиса реформы в рамках Doing Business тем более реализуемы, так как данный рейтинг не затрагивает такие факторы, как макроэкономическая политика, финансовый сектор, качество объектов инфраструктуры, устойчивость национальной валюты.
Какова польза от реформ в рамках Doing Business для нашей страны?
Повышение инвестиционной привлекательности страны в глобальном контексте. Рост внутренних инвестиций. Стабилизацию внешнего инвестирования. Снижение административных барьеров для бизнеса. Повышение деловой активности. Гибкость рынка труда. Развитие малого и среднего предпринимательства. Сокращение неформального сектора экономики. Борьбу с коррупцией за счет сокращения контактов бизнеса с чиновниками.
Какова роль Правительства при проведении реформ?
Разрабатывать, реализовывать и проводить мониторинг осуществления реформ, сфокусированных на методологии Ведение бизнеса. Привлекать представителей бизнеса и общественности к работе над совершенствованием законодательства.
Реальная цель для Казахстана попасть в 50 стран с наиболее благоприятной бизнес-средой в рейтинге Doing Business за 2008-2009 годы и в десятку стран топ-реформаторов, так как есть политическая воля и все необходимые ресурсы.
Какова роль бизнес-сообщества?
Активно участвовать в разработке и реализации реформ. Информировать партнеров по бизнесу о новых реформах. Знать и отстаивать свои права с точки зрения усовершенствованного законодательства.
Какова роль проекта USAID по улучшению бизнес-среды?
Оказывать методологическую, экспертную, организационную и информационную поддержку партнерам из правительства и бизнеса. Активизировать местное экспертное сообщество и средства массовой информации.
Какова польза от реформ в рамках Doing Business для самого бизнеса?
Сокращение сроков и стоимости административных процедур, улучшение законодательства, минимизация контактов предпринимателей с чиновниками по следующим направлениям:
Регистрация предприятий : сокращение процедур, снижение или отмена требования уставного капитала, регистрация в едином окне, сокращение необходимых документов, возможность электронной регистрации предприятия. Мировой лидер Новая Зеландия.
Получение разрешений на строительство : сокращение количества разрешений, отмена ряда процедур и проверок, сокращение общего объема затрат на получение разрешений.
Регистрация собственности: ускорение регистрации, сокращение процедур, временных и финансовых затрат на регистрацию собственности. Мировой лидер Саудовская Аравия.
Уплата налогов: сокращение общего налогового бремени, упрощение налогового администрирования и времени, затрачиваемого на уплату налогов. Мировой лидер Мальдивы.
Внешнеэкономическая деятельность: сокращение документооборота, стоимости и времени на проведение импортно-экспортных операций. Мировой лидер Сингапур.
Исполнение контрактов: повышение эффективности принудительных мер по соблюдению условий контрактов за счет сокращения процедур, времени и затрат на судебные разбирательства - с момента подачи иска в суд и до осуществления платежа.
Мировой лидер Гонконг.
Закрытие бизнеса (банкротство): сокращение временных и финансовых затрат, связанных с процедурами банкротства. Обеспечение максимального уровня взыскания задолженности с неплатежеспособной фирмы. Мировой лидер Япония.
Улучшение качества законодательства, обеспечение гибкости рынка труда, защита прав инвесторов и кредиторов по следующим направлениям:
Найм и увольнение работников: повышение гибкости рынка труда в условиях неустойчивых рынков, облегчение условий найма и увольнения работников.
Мировой лидер - США. Казахстан: 29 место
Кредитная информация: обеспечение необходимой информации по потенциальным заемщикам для кредиторов (прежде всего банков) через развитие специальных кредитных банков данных (бюро). Усиление защиты прав кредиторов с целью обеспечения финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса.
Мировой лидер Малайзия. Казахстан: 43 место
Защита инвесторов: усиление защиты прав мелких акционеров, а также повышение ответственности руководства акционерных обществ в случае нарушения этих прав. Обеспечение полноты, своевременности раскрытия информации в отношении сделок с заинтересованностью со стороны руководства. Привлечение и диверсификация инвестиций.
Мировой лидер: Новая Зеландия. Казахстан: 53 место.
|